Забитые, неравномерно распыляющие топливо или полностью вышедшие из строя форсунки способны существенно испортить езду, заставляя двигатель работать нестабильно, «троить», повышая расход и интенсивность выхлопа. Обслуживание дизельной топливной системы – процесс неизбежный, требующий внимания и своевременных проверок, особенно по мере эксплуатации машины. Распознать неисправность можно по косвенным признакам, но для определения причин нужно выполнить диагностику форсунок – операцию, которая позволит сэкономить на дорогостоящем ремонте и продлить жизнь ключевым компонентам двигателя.
Визуальный осмотр
Простейший метод первичной диагностики форсунок заключается в их визуальном осмотре. Определить наличие видимых дефектов можно по следующим признакам:
- разрушение или деформация распылителя, наличие следов коррозии, потеков антифриза или моторного масла;
- потемнение и запекание рабочих поверхностей вследствие чрезмерного нагрева;
- повреждение или износ кабельных соединений и гнезд разъемов;
- нарушение фиксации корпуса или проворачивание форсунки в гнезде.
При обнаружении любых из перечисленных дефектов дальнейшая диагностика и ремонт подобной форсунки нецелесообразны – требуется ее замена.
Проверка герметичности
После исключения визуальных повреждений следующий этап – контроль герметичности форсунок. Операцию можно провести своими силами, если обладать минимальным набором инструментов:
- демонтаж форсунок согласно инструкции по ремонту конкретной модели автомобиля;
- опускание форсунки в емкость с растворителем или специальной жидкостью проверки герметичности;
- подключение форсунки к диагностическому сканеру или другому способу активации ее срабатывания;
- наблюдение за выходящими пузырьками, свидетельствующими о наличии утечек.
При обнаружении пузырьков с высокой интенсивностью или отсутствии поступления новой порции жидкости при длительном непрерывном впрыске – форсунка признается негерметичной.
Проверка давления цикла
Помимо герметичности важной характеристикой является равномерность распыления рабочей жидкости форсункой. Ее оценку позволяют произвести два метода:
- Обратный впрыск топлива из форсунки обратно в топливную рампу. При низком давлении распыления топливо будет свободно поступать обратно, свидетельствуя о дефекте.
- Использование манометра. На демонтированную форсунку подается регулируемое давление, а стрелка прибора показывает величину усилий, необходимых для впрыска. Значительные отклонения от нормативов указывают на сбой.
Но приведенные методы не позволят достоверно определить качество распыления факела – для этого необходимо специальное оборудование. В ситуации, когда проверка давления цикла распыления указывает на серьезные отклонения, следующим шагом становится ремонт дизельных форсунок либо их полная замена при невозможности восстановления.
Стендовая диагностика
Самый точный способ проверки работоспособности дизельных форсунок – диагностика на специализированном стенде в условиях автосервиса. Преимущества этого метода:
- впрыск осуществляется в закрытую проверочную камеру при заданном давлении;
- в реальном времени фиксируются параметры распыления топливного факела на выходе из форсунки;
- анализируется структура распыления, угол рассеивания конуса, объем выброса и его равномерность;
- выявляются точные причины неисправности, позволяющие определить возможность ремонта либо замены.
Стендовую диагностику можно считать наиболее надежным вариантом получения объективных данных о состоянии форсунок. Ее результаты помогут принять взвешенное решение о дальнейшей судьбе ключевых узлов топливной системы.
Заключение
Своевременная диагностика и обслуживание форсунок – залог стабильной, экономичной и экологически чистой работы дизельного двигателя. Регулярный контроль их состояния существенно продлевает ресурс агрегата, помогает избежать поломок и дорогостоящих ремонтов. Несмотря на относительную простоту экспресс-методов проверки, для получения достоверных данных и возможности точной идентификации проблем обязательно диагностировать форсунки на специальном стенде, доверяя эту операцию квалифицированным специалистам профильных технических центров.
Как вам статья?